http://proknadzor.ru/forum/viewtopic.php?t=4486&postdays=0&postorder=asc&start=60Как разрешать жалобы, чтобы не было мучительно и больно
методические рекомендации по скоростной работе
с обращениями граждан
в органах
прокуратуры Российской Федерации
Прокуроров всего 55 тысяч человек, а население 170 миллионов.
На каждого прокурорского работника приходится по 3 тысячи простых смертных. И каждый чем-то недоволен. Справиться с их проблемами в принципе невозможно. Следовательно, если каждую жалобу разрешать самостоятельно и основательно, то времени на самую важную работу - отчёты и обобщения - не останется.
Наивно предполагать, что жалобщики реально рассчитывают на справедливое разрешение предмета жалобы именно в прокуратуре.
Подавляющее количество жалобщиков, обращающихся в прокуратуру, имеет целью лишь максимально насолить обидчикам с привлечением правоохранительных органов или просто написать хоть куда-нибудь ещё.
В связи с изложенным возникла необходимость систематизации методик оптимизации процесса разрешения жалоб на основе позитивного опыта, накопленного в этой сфере инновационными прокурорами
Правило 1
Принесённую жалобу постарайтесь не принимать.
Большинство первичных жалоб заявители почему-то стараются принести в прокуратуру лично. Это ошибка, которой необходимо воспользоваться.
Для защиты от сутяг выставляем оборонный редут - зав.канцелярией учит наизусть и сдаёт Вам на зачёт следующий перечень отмазок:
- неправильно оформлена жалоба - поля узкие, невозможно подшить, переделайте дома.
- слишком много грамматических и синтаксических ошибок - исправьте!
- ошибка в инициалах прокурора - он обидится и разрешит со зла неправильно...
- забыли написать обращение "уважаемый Иван Иванович" - Вы нашего прокурора не уважаете?
- нет почтового индекса отправителя и его телефона, а от руки дописывать нельзя - исправления в тексте недопустимы.
- почерк нечитаемый, ксерокопии нечитаемые, перепечатайте на машинке.
- жалобы по инструкции и ГОСТу нужно писать синими чернилами, а у Вас - чёрные, подлинник от ксерокопии не отличить!
- а где Ваша доверенность на принесение жалобы от чужого имени?
- почему не написали, что предупреждены о суровой уголовной ответственности за подачу заведомо ложной жалобы или сообщении в жалобе недостоверных фактов?
- для отождествления личности при получении отметки на втором экземпляре предъявите непросроченный паспорт, вдруг Вы чужую жалобу принесли или анонимку? Нет паспорта - принесите завтра.
- место прописки не соответствует месту жительства, надо привести в соответствие - куда Вам ответ направлять?
- приходите завтра, нет, лучше в четверг - журнал входящей корреспонденции в сейфе заперся, ключ забрала уборщица, компьютер завис, штемпельная краска высохла.
- жалобы принимаем только по почте заказным с уведомлением.
- приложения к жалобе не заверены, как впрочем и сама жалоба.
- к жалобе не приложено объяснение и копия паспортов всех упомянутых в ней граждан.
- секретариат почту от граждан принимает исключительно по чётным дням с 9.15 до 9.30, по нечётным с 15.35 до 15.55, по средам с 16.15 до 16.30, не перепутайте.
- ну что Вы к нам всё ходите и ходите - надоели прокурору уже, он когда Вашу фамилию слышит - багровеет от ярости.
- а Вы сначала в милицию (собес, администрацию и спортлото) должны обратиться, а их ответы к жалобе приложить.
- а почему не приложили справку, что Вы вменяемый и дееспособный?
- и вообще приёмный день у прокурора - пятница, а без его визы жалобы не принимаем.
- ну зачем Вам это надо? Вас же затаскают по этой жалобе! Лучше устно без бумажек расскажите всё помощнику неофициально, а уж он знает, как правильно сделать.
Опыт показывает, что из 10 развёрнутых таким образом канцелярией жалоб в "исправленном" виде вновь поступает только 4.
Не у всех жалобщиков хватает воли мотаться в канцелярию прокуратуры. Это же 60-процентное снижение рисков и нагрузки!
Есть ещё один способ - предварительный приём всех жалобщиков помощником.
Помощник внимательно выслушивает сутягу, поддакивает ему, записывает чего-то на листок бумаги, а потом обещает жалобщику во всём разобраться. Но жалобу не берёт, мол, нам и без жалобы всё ясно. Ну и в журнал личного приёма конечно тоже ничего писать не надо. Иногда жалобщика достаточно просто выслушать и сделать вид, что Вы прониклись его проблемами, сочувствуете ему и сопереживаете, и он, обрадованный, уйдёт вместе со своей жалобой.
Ежели жалоба поступает по почте, то здесь тоже несколько вариантов действий.
Самый простой - до регистрации жалобы порвать конверт и выбросить его в урну (если это не заказное с уведомлением), потом очень трудно доказать, что жалоба вообще поступала в прокуратуру.
Один талантливый коллега просто вынимал жалобу махрового сутяжника из конверта, упаковывал её в другой конверт и возвращал почтой заявителю безо всяких сопроводиловок.
Можно, открыв конверт, вытащить и выкинуть из него содержимое и заменить на чистые листы бумаги, потом отдать в канцелярию. А дальше - по схеме "рапорт - наряд".
Правило 2
Если не удалось жалобу не принять, постарайтесь её куда-нибудь отправить для разрешения по существу.
Если Вам подфартило, и у Вас есть в подчинении нижележащая прокуратура, то эту инструкцию можете дальше не читать - всё кидайте "вниз". Остальным советую конспектировать.
Первый вопрос, который Вы должны задать жалобщику - "А ранее Вы случайно по этому вопросу никуда не обращались?" Чаще всего раскалываются. Только опытный сутяга будет молчать, как партизан, но и его можно раскачать на признание. И, не рассуждая, шлите жалобу по указанному адресу.
Чисто риторический вопрос: кому, как не поднадзорной милиции, разрешать жалобы граждан? Ведь охрана общественного порядка - обязанность милиции, вот пусть порядок и наводят. И Вы абсолютно точно знаете, что свои менты Вам жалобу не вернут, а как-нибудь с грехом пополам разрешат. Тем более жалобу "без контроля" на самих сотрудников милиции - ну кто же лучше знает ситуацию по жалобе, как не объект жалобы? Он же уже в гуще событий!
А сутяга, получив ответ за подписью чиновника, действия которого обжалует, скорее всего больше Вам докучать своими кляузами не будет.
Если будет лезть повторно - ответьте сутяге текстом, полностью совпадающим с текстом первичного ответа ментов.
А если сутяга пойдёт жаловаться выше (в том редком случае, если аппарат не спихнёт Вам же на разрешение жалобу на Ваши действия), - направьте с проектом заключения в вышестоящую прокуратуру файл с текстом ответа ментов.
В аппарате тоже не перетруждающиеся люди работают - они продублируют текст первичного ответа.
А когда сутяга за полгода обивания порогов получит три одинаково тупых ответа из трёх разных органов, у него опустятся руки и он прекратит Вас беспокоить.
Мой знакомый прокурор на свои действия спущенные с аппарата жалобы разрешал постоянно.
А однажды один сутяга направил свои вполне обоснованные жалобы на его действия "веером" во все возможные инстанции - в ГП, прокуратуру субъекта, ФСБ, администрацию президента, в ЕР, в ЛДПР и председателю антикоррупционного комитета Госдумы. И, естественно, получил 7 одинаково любезных ответов за подписью этого же территориального прокурора и агитационный проспект от Жириновского.
Все высокие инстанции переправили жалобы для разрешения по подведомственности. Больше сутяга никуда не жаловался.
Короче, правило N2 используют все чиновники, не только прокурорские.
Ещё одна свежая тема - направлять все жалобы в СК для поиска какого-нибудь состава преступления. Притянуть за уши основания для этого можно по абсолютно любой жалобе, у нас очень большой УК, похожая статья обязательно найдётся. А уж эти ребята умеют списывать в наряд всё, что некрасиво написано.
Ответ заявителю получается очень изящный - "Ваши доводы нашли своё подтверждение, жалоба направлена в СК для возбуждения уголовного дела". И потом СК будет крайним, а прокурор весь в белом.
В вопросах жалоб - каждый за себя. Корпоративная этика курит в сторонке.
Допустимо подложить свинью соседям - вдруг заявитель шлялся в другом районе? Или его бабушка? Может, удастся подтянуть природоохранного, транспортного или ИТУ-шного прокурора? Или кто-то из соседей аналогичную жалобу разрешал?
Не ленитесь в этом вопросе - скрупулёзно выясните местоположение обжалуемого события, начертите карту, выясните реквизиты и адреса. Так можно обоснованно сбагрить процентов 20 жалоб.
Разрешать жалобу собственными прокурорскими силами - моветон.
Помните - прокуратура всегда кого-то дублирует. Вычислить этого дубля и спихнуть ему жалобу - вот истинный прокурорский профессионализм.
Необходимо постоянно помнить список специализированных контрольных, надзорных и общественных органов, в которые можно скинуть жалобы.
Например:
Жалобы по нарушению трудового законодательства (зарплата, техника безопасности, коллективные споры, увольнения и т.д.) скидываем в трудинспекцию или профсоюз.
Жалобы на лампочки в подъезде, лифты, надписи на стенах, холодные батареи, сосульки, заливающих соседей, громкую музыку и т.д. - в жилинспекцию.
На расплодившихся на свалках диких собак - поочерёдно в санэпидемстанцию и Общество охраны диких животных.
Жалобы на инопланетян, зомбирующих лазерами - в санэпидемстанцию и академию наук.
В магазине обсчитали - в Роспотребнадзор.
Жалобы на Чубайса, который всё развалил - в энергонадзор какой-нибудь.
Рейдеры беспредельничают - в ФКЦБ.
Менты пьяных обирают - в УСБ и Росспиртпром.
Следователь косорезит - в СК.
Все остальные жалобы - заведующему районной поликлиникой.
Правило 3
Если не удалось жалобу сбагрить, попробуйте ответить "уклончиво".
Восстановление справедливости - процесс энергоёмкий и утомительный.
Не нужно геройствовать - прикиньтесь деревом. На Руси деревья любят... Особенно берёзки... и дубы.
Например, можно вызвать того, чьи действия обжалуются, и заставить его готовить ответ. Ответ получится и полный, и ёмкий.
Можно дать ответ заявителю о том, что разрешение данной жалобы не входит в компетенцию прокуратуры, и заявитель должен защищать свои права путём обращения в суд с иском.
Изнасилованная - с иском о защите чести и достоинства, побитый - о возмещении ущерба здоровью, ограбленный - о возмещении материального ущерба и виндикации.
Можно использовать и другую тактику - отвечать только на "простую" часть жалобы, не рассматривая "сложную" часть. Для этого в целях наглядности (на первый раз) отксерокопируйте жалобу и штрихом на копии замажьте самые "неудобные" доводы жалобы. А на всё остальное подготовьте ответ. Сравнивать жалобу и ответ из проверяющих никто не будет. Тем более что жалобы обычно проверяют сотрудники отдела писем аппарата (читай - бывшие секретарши), которые в материальном праве ничего не смыслят.
Есть у незабвенного Аркадия Райкина номер - про включение дурочки. "Колёсы, насосы, Сидоров катапультировался". Помните? Этот способ проверен десятилетиями.
Нужно отвечать жалобщику не о том, о чём он спрашивает, а о том, о чём мы хотим ему написать.
Он нам - про ГАИшника-взяточника, мы ему - про решения антикоррупционной коллегии.
Он нам - про незаконное увольнение, мы ему - про выплаченное пособие по безработице.
Он нам - про нарушение УПК при расследовании дела, мы ему - сам дурак, не надо было щёлкать клювом. Или просто перепишите ему ответ из другой похожей жалобы.
Хумано эррарум эст, как говорится.
А если всплывёт этот ответ (что бывает очень редко) - быстренько сляпаем правильный, в объяснении сошлёмся на ошибку компьютера и дуру-секретаршу, которую для вида даже можно наказать, а потом сразу наказание снять. Она же в Вашей компетенции, а не в аппаратной...
Можно использовать фактор времени - мол, Вы поздно обратились.
Обжалуется решение следака по делу - приостановите дело, направьте его в суд, на экспертизу, в соседний район или ещё как-нибудь на пару дней выведите его из своей компетенции, о чём с великим сожалением сообщите заявителю почтой. Я, мол, рад бы, да не могу...
Можно посылать заявителя подальше интеллигентно.
Типа так:
"Ваши схоластические доводы декадентской и полной тюризмов жалобы о вульгарном волюнтаризме алчных и меркантильных сотрудников вытрезвителя в метафизическом смысле не нашли своей когерентности, поскольку входят в когнитивный диссонанс с трансцедентальной идеологией государственного строительства и общественной морали". Коллеги проникнутся почтением, руководство закроет глаза (если переведёт на русский и вкурит), а заявитель осознает, что плебс со своими брутальными проблемами не должен мешать импозантным "Насяльника" заниматься демагогией и софистикой, достигая апогея эклектики.
Можете избавиться от жалобщика, загоняв его за самыми фантастическими дополнительными справками, схемами, письмами и т.д. А если хоть чего-нибудь он не принесёт - смело давайте ему лаконичный ответ, что его доводы не подтвердились. Мол, сам виноват.
Но самый простой способ разрешения жалобы - заготовить рыбу следующего содержания:
"Ваша жалоба рассмотрена. Ваши доводы не подтвердились. Настоящий ответ Вы вправе обжаловать." И всё.
Краткость - сестра таланта. Хрен кто докопается...
Только не забудьте набить чем-нибудь надзорку - копиями приложений к жалобе, распечатками каких-нибудь законов, положений, по тексту перекликающихся с жалобой, вшейте объяснения заявителя, конверт, в котором пришла жалоба. Пару-тройку запросов, которые никуда не надо отсылать. Можете вшить чего-нибудь из другой жалобы.
Отнеситесь к этому процессу творчески.
Никто вышестоящий всё равно проверять, как Вы разрешили жалобу по существу, не будет - главное, чтобы надзорка была подшита, сроки были соблюдены и карточка правильно заполнена.
Правило 4
Будьте последовательны в отстаивании своего мнения.
Уж если однажды Вы или другой коллега-прокурор, а тем паче Ваш начальник решили на жалобу ответить уклончиво, - на повторную жалобу следует ответить аналогичным образом.
Не противопоставляйте себя коллективу единомышленников. Самый умный, что ли?
Поэтому повторные удовлетворённые жалобы не существуют. Да и статистика в Вашем отчёте эту цифру всё равно исправит на "0". Не будите лихо.
Если на повторную жалобу нечего, либо влом, либо некогда отвечать - поменяйте местами абзацы предыдущего ответа и отсылайте сутяге.
Удовлетворённые жалобы - признак несоответствия прокурора занимаемой должности. Это аксиома. Сразу попадёте в "зону особого внимания" статистики.
Идеальный прокурор, в принципе, должен выявлять нарушения законов и устранять их задолго до того, как они затронут чьи-то интересы. Или до того, как они возникнут (предостережение называется).
Отклонённые жалобы - тоже не есть гуд. Статистика получается некрасивая с точки зрения неспециалистов - покрасоваться начальству в прессе будет нечем.
Поэтому все удовлетворённые и отклонённые жалобы рекомендую в отчётности указывать как разъяснённые. Для этого в стандартное отворотно-поворотное заклинание "настоящее решение Вы вправе обжаловать..." желательно добавить слова "Разъясняю Вам, что". И безопасно, и идеологически выверено.
Однако, если переквалифицировано в обращение с такой формулировкой заявление о преступлении, то отписчику при соответствующей квалификации юриста - писец.
Поэтому в качестве таких отписчиков по серьезным заявлениям используется всякие Пупкины, типа секретарей-референтов, что совсем не мешает отправить "веер" на руководителя, которому адресовалось заявление. Переписка с прокуратурой - в порядке ст.124 УПК.
По разрешению жалоб в порядке ст.124 УПК РФ поделюсь опытом.
Один матёрый сутяга вступил со мной с схватку - стал заваливать жалобами в порядке ст.124 УПК РФ.
Обжаловал каждое решение милиции по его сутяжной проблеме, а также и почти все мои решения об отказе в удовлетворении жалобы или о частичном её удовлетворении.
Зная о том, что максимальный срок разрешения таких жалоб не более 10 суток - на десятый день приходил лично в прокуратуру за ответом, не дожидаясь ответа по почте.
Получив ответ, на следующий же день бежал в прокуратуру с новыми жалобами.
Схватка длилась 3 месяца.
Я понял, что он пытается манипулировать мной. Масла в огонь подливал и аппарат, которому лучше удовлетворить жалобу, чем отказать. Тем более, если пишет сутяга со стажем.
Но я победил таким образом:
1. Все жалобы стал отклонять.
При этом, в постановлении об отказе в удовлетворении жалобы ссылался на то, что обжалуемое решение отменено надзирающим прокурором в порядке надзора (что и было в реальности). А для проверки остальных доводов, жалоба направлялась в милицию.
2. Отказал в ознакомлении с материалами проверки и снятии копий, поскольку материал доследственной проверки является документом не прокуратуры, а в данном случае, милиции. Следовательно, не по адресу обратились, милейший.
Получив с десяток отказов, сутяга пришёл в панику и начал писать в аппарат и ГП. Но и здесь его постигла неудача.
3. А добил я его тем, что в конце концов выписал по никчемному 5-ти томному жалобному материалу заключение о законности, которое устояло и в области и в округе.
Комментарий Наталии Аркадьевны Семёновой (г.Чебоксары, ул.К.Маркса 46-47, Чувашское региональное отделение общероссийского общественного движения «За права человека»):
Заявление о преступлении Вы обязаны были переправить в порядке ст.124 п.1 УПК РФ по подследственности.
Кроме того, в Заявление надо было добавить еще и требование привлечь Вас к уг. и дициплинарной ответсвенности и суду офицерской чести за коррупцию, укрывательство преступлений, вынесение заведомо незаконнных постановлений, которые были отменены вышестоящими прокурорам и судами в порядке установленном ст.125 УПК РФ. Причем за ложный донос заявителя привлечь Вам будет нельзя, за клевету и оскорбление Вас словом "коррупционер" также нельзя, поскольку в законе это понятие не прописано. А отмен в порядке ст.124, 125 УПК РФ у Вас надо полагать большое множество.
Спасибо всем тем, кто борется с оборотнями в мантиях и погонах!
Нам надо всем вместе объединяться в движение под рабочим названием типа: «Клуб пострадавших (жертв) от судейского произвола оборотней в мантиях и при погонах», по аналогии организаций, так называемых «Обманутых вкладчиков», и нам можно объявить конкурс - прошу считать конкурс открытым и публиковать на данном сайте свои варианты названий движения.
Причем бороться с коррупцией в судах можно легально и и официально, а почетным Президентом этого движения можем избрать Путина В.В., который как-то резанул правду матку: «Мне больно об этом говорить, но Коррупция поразила судебную и правоохранительную сферу России».
И вот на этот призыв Путина мы и откликнулись и объединились, чтобы «мочить» коррумпированных судей и прокуроров даже в сортире, как учит нас Путин В.В.
Новый Президент Медведев Д.А. также много говорит о необходимости борьбы с коррупцией.
И вот мы с такой-то «крышей» просто должны "как бобик тряпку рвать" коррумпированных судей и таких же правоохранителей.
Результаты борьбы с коррупцией уже налицо: в Амурской области, Владивостоке арестованы руководители.
У Губернатора Приморья был обыск - губернатор сразу "слёг с сердцем в больницу", мэры Томска, Волгограда и др. городов на скамье подсудимых, арестован и генерал ГУВД Волгорадской области, генерал полковник Вооруженных сил застрелился и т.д. и т.п.
Сейчас после инаугурации начнется борьба с коррупцией. И если даже это просто очередная компанейщина, то нам все равно надо воспользоваться ситуацией, поскольку мы на данном этапе, как говориться «Попали в струю» и грех нам упустить такой случай.
Мы не устали, а всё злее и умнее становимся.
Вы не делаете главного - не пользуетесь ст.125 УПК РФ, поскольку каждую отписку прокуратуры и следкома надо обжаловать в суд в порядке ст.125 УПК РФ. Если Вы этого не делали, то профессионально изучите ст.125 УПК РФ и применяйте её, поскольку Архимед сказал: «Дайте мне точку опоры и я переверну МИР!», а мы, правозащитники, говорим: «Дайте нам ст.125 УПК РФ и мы перевернем коррумпированные суды и прокуратуру»
При подаче заявлений и жалоб в порядке ст.37, 39, 124, 125, 140-148 УПК РФ эти замечательные статьи правоохранители обходят ведомственными Инструкциями. И у них один коронный ответ: «В Вашем заявлении не содержится сведений о преступлении, хотя Вы и назвали свое обращение Заявлением о преступлении». И поэтому, мы вынуждены писать друг на друга «доносы» и требования привлечь друг друга за клевету на судей, прокуроров их оскорбления и ложные доносы.
Смешно и интересно наблюдать, как правоохранители доказывают нам в своих постановлениях, что мы не виноваты, что в наших доносах и действиях нет состава преступления (нет оснований для привлечения меня за донос, поскольку я
добросовестно заблуждалась). Этот называется «метод от противного»
Отмена ради отмены это тоже не плохо, поскольку любая отмена это минус в работе следователя и прокурора.
Надо им дать понять, что им лучше сразу сделать всё по закону, чем потом, после кучи отмен. Причем после каждой отмены мы требуем привлечь уже и того, у кого была отмена. И так закручиваем сюжет.
У нас уже следователи начали увольняться из Чебоксарского МСО при прокуратуре РФ по ЧР - две вакансии не могут заполнить, поскольку по ст.125 УПК РФ пошли отмены по 10 раз по каждому материалу проверки. Следователи переходят в другие Межрегиональные СО, но только не в Чебоксарах и не в Ленинском районе.
Кроме того, постановления ФСБ о направлении наших заяв по подследственности в порядке ст.145 УПК РФ также удобно обжаловать в порядке ст.125 УПК РФ, поскольку преступления о коррупции имеют двойную подследственность.
Я оформляю весь поступивший материал, как коллективное заявление о преступлении и вместе с другими сообщениями о преступлениях запускаю "веером" Генпрокурору РФ Чайке и руководителю ГСК при прокуратуре РФ Бастрыкину в силу Межведомственного приказа Генпрокуратуры РФ; МВД РФ; МЧС РФ; Минюст РФ; ФСБ РФ ... от 29.12.05 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений»
При этом всё это подкрепляется запросами депутатов различных уровней - кончая депутатом Госдумы РФ.
Вот таким образом мы заставляем проверять наши заявления в порядке ст.144-145 УПК РФ, а если будет отказное постановление, то опять же "веером" и депутатским запросом, а главное - в суд в порядке ст.125 УПК РФ, а в случае отказа и там "кассачка" (плюс "надзорка") и открывается дорога в Страсбург в Евросуд. А пока жалоба будет лежать в Евросуде мы ещё здесь будем долбить в суде.
Однажды Евросуд больше года держал мою жалобу, а потом сообщил, что она не приемлема, а я после этого в порядке надзора через ВС РФ отменила, кассационное определение СК ВС Чувашии, но затем он снова вынес новое незаконное определение. Подаю в ЕС, а они мне пишут, что ранее уже был отказ, а после этого я опять всё отменила через Конституционный суд РФ.
Не будет бесконечности, поскольку каждое отмененное постановление в порядке ст.125 УПК РФ мы переводим в коммерческое русло, поскольку государство обязано компенсировать нам в случае выигрыша и судебные расходы и прочие возмещения.
Сейчас наши люди уже подали в суд гражданские иски. И как только мы ударим по карману прокурора и следкома, то бесконечные отмены прекратятся. Тем более, что после каждой отмены мы требуем привлечения к уг. ответственности уже ещё и того следователя, чье постановление отменено, а это опять новые постановления и отмены. Короче чем больше будет отмен, тем больше денег мы заработаем.
Насчет "веера".
Смысл "веера" с точки зрения Есуда - предупредить власти о должностном преступлении и "исчерпании средств внутренней правовой защиты".
Второй смысл. Имя судьи должно быть опорочено на всех этажерках власти.
- - - - - - - - - - -
Я считаю, что заява о преступлении президенту - это предупреждение властей РФ о преступлении.
С точки зрения зрение прокурора - это глупо.
С моей точки зрения - казалось бы бесполезно.
С точки зрения суда это учитывается как предупреждение властей.
Так перед обращением к президенту заявитель безуспешно пытался решить проблему в суде (ст 34, 35 Конвенции).
- - - - - - - - - - -