Пояснительная записка к законопроекту

Автор intelligencer, 02.08.2011, 10:59:48




http://kokomanda.org/documents/extremizm.doc

Пояснительная записка к законопроекту

«О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 25.07.2002 г. №114-ФЗ
«О противодействии экстремистской деятельности»
в связи с принятием федерального закона
«Об ответственном отношении к животным»»


Жестокость по отношению к животным оскорбляет глубинные чувства огромного числа людей, вступая в конфликт с базовыми представлениями о добре и зле, справедливости, сострадании.

Безудержная пропаганда жестокости к животным стала в последнее время в России серьёзной самостоятельной проблемой.

В сети Интернет появились сообщества, ставящие свой целью жестокое уничтожение безнадзорных и домашних животных, в первую очередь собак. На таких сайтах публикуются способы и методики убийства животных, смакуются подробности умерщвления, выкладываются соответствующие фото- и видеоматериалы, вербуются новые участники. Особое внимание члены таких сообществ уделяют повсеместному продвижению своей идеологии – ключевые материалы содержат призывы распространять их где только возможно.

Такая безнаказанная пропаганда жестокости разрушительна для морального климата в обществе.

Пропаганда жестокости к животным оказывает отрицательное воспитательное воздействие на детей, наносит им тяжелые психологические травмы, провоцирует их на собственные жестокие действия в отношении животных, а в дальнейшем жестокость переносится на людей.

По данным многочисленных исследований, около 80% совершивших тяжкие преступления против личности, в детском и юношеском возрасте совершали акты насилия и убийства животных.

Решительные действия по пресечению пропаганды жестокости к животным способно обеспечить снижение количества преступлений против личности в будущем.

В связи с этим предлагается принять поправку, объявляющие пропаганду жестокого обращения с животными экстремистской деятельностью.


Также типичными для пропагандистов жестокого отношения к животным являются измышления и оскорбления в адрес людей, ратующих за гуманное к ним отношение.

Людей, не приемлющих жестокости к животным, называют умалишенными, недоразвитыми, неполноценными, социально опасными, в их адрес нередко слышатся угрозы. Фактически речь идет о разжигании ненависти к значительной социальной группе.

Поэтому предлагается принять поправку, объявляющую экстремистской деятельностью пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его убеждений в отношении животных.


В настоящее время все большее распространение получает негативное, ненавистное, презрительное отношение к животным, что проявляется как непосредственно в совершении различных противоправных действий по отношению к ним (издевательства, истязания, причинение увечий, зачастую приводящих к гибели животных), так и публичной демонстрации такого отношения к животным.

За последние несколько лет сформировался весьма обширный круг лиц, которые испытывают патологическое удовольствие от совершения указанных противоправных действий, при этом умышленно их совершая, с одной стороны, преследуют цель таким образом самоутвердиться в числе единомышленников, а с другой стороны, привлечь к осуществлению подобных действий как можно большее число посторонних лиц, тем самым навязывая и формируя в сознании последних такое же, как правило, ничем не обусловленное негативное отношение к животным.

Среди животных, которые чаще всего становятся жертвами таких лиц, прежде всего, следует выделить так называемых безнадзорных животных (собак, кошек), которые приобрели такой статус в результате того, что от них отказались их бывшие собственники (владельцы) либо изначально от рождения, поскольку появились на свет как приплод безнадзорных животных.

Публичная демонстрация и пропаганда негативного, ненавистного, презрительного отношения к животным в настоящее время стали возможными, в том числе, и благодаря повсеместному развитию информационных технологий, прежде всего, неограниченных ресурсов сети Интернет.

Всё более широкое распространение в сети Интернет получают сообщества, ставящие своей целью убийство животных – представителей городской фауны – безнадзорных и владельческих собак, кошек, ворон и др. На таких ресурсах публикуются манифесты, инструкции по отравлению, отстрелу и другим жестоким способам убийства животных, планы и отчеты о проделанной "работе".

Указанные противоправные действия координируются в закрытых разделах Интернет-сайтов. В результате в Москве, Московской области и по всей стране жестоко убиваются (уничтожаются) десятки тысяч собак, кошек и огромное количество других городских животных.

Люди, совершающие вышеназванные действия, представляют чрезвычайную угрозу для общества, так как, осуществляя указанные противоправные действия, публично их демонстрируя, призывая к их совершению, пропагандируя негативное, ненавистное, презрительное отношение к животным, демонстрируя ощущение вседозволенности и полной безнаказанности за их совершение, они, тем самым, с одной стороны, демонстрируют свое пренебрежительное и неуважительное отношение к государственной власти, в полномочия которой в лице ее определенных законом государственных органов, в числе прочих, входят полномочия по пресечению таких действий, а с другой стороны, демонстрируют такое же отношение к иным людям, социальным группам, воспитанным в духе гуманного и добропорядочного отношения к животным, которые, в свою очередь, невольно становясь свидетелями (очевидцами) совершения таких противоправных действий, в последующем в течение длительного времени испытывают сильные нравственные страдания и переживания, получают сильную психологическую травму, что, зачастую, в целом оказывает негативное влияние общее состояние организма таких людей. Более всего такому риску подвержены дети, пожилые люди, люди по своему характеру и темпераменту особо ранимые и впечатлительные, которые, оказавшись свидетелями (очевидцами) таких противоправных действий в отношении животных, в большинстве случаев в последующем нуждаются в оказании им самим медицинской и психологической помощи.

Тем не менее, в настоящее время существует большое количество организаций, объединений, деятельность которых так или иначе связана с жестоким обращением с животными, публичной демонстрацией такого обращения, пропагандой и призывом к осуществлению противоправных действий в отношении животных.

Вместе с тем, прекратить деятельность таких организаций в настоящее время представляется невозможным, поскольку существующая законодательная база в большинстве случаев не позволяет привлекать к установленной ответственности лиц, совершивших противоправные действия в отношении животных.

Уголовно-наказуемым деянием применительно к животным в соответствии с законодательством РФ является лишь жестокое обращение с ними, повлекшее их гибель или увечье, если это деяние совершено из хулиганских побуждений, или из корыстных побуждений, или с применением садистских методов, или в присутствии малолетних (ст.245 Уголовного кодекса РФ в действующей редакции).

Однако в положениях действующей ст.245 Уголовного кодекса РФ состав преступления прописан таким образом, что привлечь к ответственности лиц, совершающих жестокие действия по отношению к животным, даже если животное погибло или сильно покалечено, практически невозможно.

В статье 245 Уголовного кодекса РФ указывается, что жестокие действия по отношению к животным, повлекшие их гибель или увечье, влекут наказание только в том случае, если они, как уже указывалось ранее, совершены из хулиганских или корыстных побуждений, или с применением садистских методов, или в присутствии малолетних. Отсутствие одного из указанных в статье квалифицирующих признаков приводит к ненаказуемости за отсутствием полного состава преступления.

Очевидно, что деятельность указанных выше организаций, руководящего состава таких организаций и непосредственных исполнителей – лиц, жестоко обращающихся с животными, публично демонстрирующих это, пропагандирующих и призывающих к совершению подобный действий, по своему идейному назначению, преследуемым целям, негативному влиянию на нравственные устои и духовные ценности общества очень тесно переплетается с деятельностью, именуемой в российском законодательстве «экстремистской».

При этом частью 1 статьи 1 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее по тексту – Закон № 114-ФЗ) при определении понятия «экстремистская деятельность» установлен исчерпывающий перечень деяний, подпадающих под данную деятельность.

Среди прочих такими деяниями в вышеназванном Законе являются: возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения.

При этом следует отметить, что совершая указанные противоправные действия в отношении животных, лица, их совершающие, таким же образом, как трактуется в Законе № 114-ФЗ, разжигают «социальную, национальную или религиозную рознь», нарушают «права, свободы и законные интересы» отдельных граждан и социальных групп, воспитанных в духе гуманного, добропорядочного и уважительного отношения к животным, могут совершать противоправные действия в отношении владельческих животных по мотивам «идеологической вражды или ненависти» к владельцу такого животного, как по отдельности, так и состоящего в какой-либо социальной группе, противниками которой такие лица являются. Более того публичное демонстрирование, призыв и пропаганда к осуществлению жестокого обращения с животными по своей идейной направленности, негативному влиянию на нравственные устои и духовные ценности общества в целом не сильно отличается от пропаганды и публичного демонстрирования той же нацистской атрибутики или символики.

Однако к настоящему времени осуществление противоправных действий в отношении животных отдельными лицами, публичное демонстрирование таких действий, призыв и пропаганда к их совершению, равно как и осуществление таких действий представителями соответствующих организаций, основной деятельностью которых как раз и является пропаганда и призыв к жестокому обращению с животными, - к экстремистской деятельности не относится, что по нашему мнению, в том числе является причиной безнаказанности и повсеместного освобождения таких лиц и организаций от установленной законодательством РФ ответственности.

Частью 3 статьи 1 Закона № 114-ФЗ определено понятие экстремистских материалов, каковыми являются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности.

Представляется, что распространение в средствах массовой информации и в сети Интернет материалов, сведений, демонстрирующих жестокое обращение с животными, пропагандирующих и призывающих к совершению противоправных действий в отношений животных, является ничем иным как «экстремистскими материалами», поскольку при их распространении преследуются те же цели, что и при распространении материалов ныне причисленных законодательством РФ к экстремистским, а негативное влияние, которое они оказывают на общество, подрывая его нравственные устои и духовные ценности, соизмеримо с тем негативным влиянием, которое оказывают на него экстремистские материалы.

Вместе с тем, существующая в настоящее время практика борьбы с подобными правонарушителями такова, что при обращении заинтересованных лиц (зоозащитников, владельцев животных, в отношении которых было применено насилие и др.), например, в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), представители указанного органа государственной власти по данной проблеме рекомендуют обращаться в МВД России, а МВД России, в свою очередь, заявляет, что эти «виртуальные» преступления не подпадают под действие Уголовного кодекса Российской Федерации, соответственно возможность привлечения к уголовной ответственности исключается. При этом, публикация отчетов об убийстве (причинении увечий) животных в средствах массовой информации, сети Интернет не является противоправной, уголовно-наказуемой деятельностью, поскольку не образует состава преступления, предусмотренного ст.245 Уголовного кодекса РФ.

Анализируя ситуацию, сложившуюся в рассматриваемой сфере правоотношений, следует с уверенностью констатировать, что расцвет жестокости по отношению к животным, который характеризует сегодняшние дни, был спровоцирован, в первую очередь, массированной кампанией по дезинформации общественности о ситуации с безнадзорными животными.

Отдельные лица, испытывающие патологическую ненависть к животным, наводнили Интернет и средства массовой информации не соответствующей действительности, заведомо ложной информацией, с целью нагнетания всеобщей истерии и ненависти к животным.
Рядом указанных лиц, а также рядом организаций, пропагандирующих жестокое обращение с животными, проводились недобросовестные манипуляции со статистикой численности безнадзорных животных, количества покусов, влиянием собак на городскую фауну. При этом средства массовой информации, в свойственных им стиле и манере, не проверяя эту информацию на достоверность, продолжают нагнетать и без того крайне тяжелую ситуацию. Так, появились абсурдные утверждения (с точки зрения биологов) о том, что бездомные собаки съели в московских парках всех белок, ежей и оленей.

Если при распространении не соответствующих действительности (ложных) сведений, касающихся граждан и юридических лиц, средство массовой информации можно привлечь к установленной законодательством РФ ответственности, то при распространении таких сведений в отношении животных, такое средство массовой информации ощущает свою полную безнаказанность.

Потоки дезинформации в отношении животных подводят идеологическую базу к их массовому уничтожению, что неминуемо влечет за собой подрыв нравственных устоев и духовных ценностей в обществе, при этом реальные проблемы, связанные с животными, урегулирование которых позволило бы действительно снять множество проблемных моментов в этой сфере, вообще не решаются.

Анализируя вышеизложенное, можно с уверенностью утверждать, что внесение в Закон № 114-ФЗ предлагаемых поправок окажет положительное влияние на разрешение сложившейся крайне сложной ситуации, связанной с существующими реалиями повсеместного жестокого обращения с животными, с которым станет возможным бороться как путем создания дополнительных возможностей для защиты прав и интересов как самих животных, граждан и социальных групп, воспитанных в духе гуманного отношения к животным, так и путем ужесточения ответственности (прежде всего, административной и уголовной) за противоправные деяния в отношении животных, а также нарушение прав, свобод и законных интересов.


Разработчики поправок:

Артеменкова Ирина Лелевна, председатель благотворительного фонда защиты животных «Ласковый зверь»;
Иванов Дмитрий Владимирович, руководитель интернет-проекта проекта RADIKAL.RU, волонтер Сообщества помощи кавказским овчаркам;
Хмельницкая Дарья Борисовна, президент Фонда помощи бездомных животных «ВИРТА»;
Зимовская Ольга Алексеевна, юрист, координатор молодежного движения «Альянс за права животных»;
Лариса Михайловна Галактионова, юрист, зам. Директора Фонда помощи бездомных животных «ВИРТА»;
Полиенко Елена Петровна, директор некоммерческой организации «Благотворительный Фонд защиты бездомных животных»;
Блувштейн Илья Михайлович, исполнительный директор Всероссийского общества защиты животных «Фауна»;
Корзинина Ольга Викторовна, главный редактор газеты «Собачья жизнь»;
Горячев Кирилл Сергеевич, президент Московского общества защиты животных.


О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» в связи с принятием федерального закона «Об ответственном отношении к животным»

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (перечислить редакции в СЗ РФ) следующие изменения:
1) в часть 1 статьи 1 после абзаца 11 добавить абзацы 12 и 13 следующего содержания:
пропаганда жестокого обращения с животными;

пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его убеждений в отношении животных

2) абзац 12 в предыдущей редакции оставить без изменения и считать абзацем 14

3) абзац 13 в предыдущей редакции оставить без изменения и считать абзацем 15

ɐ ɔ vǝɔ dиw