Собачий марш

Автор Тень, 19.02.2012, 23:40:37




http://www.profile.ru/items_19407

Собачий марш

26 июня 2006


Автор: МАРИЯ БАРИНОВА


— Собака — она молчит, не протестует и всё делает, — вполголоса рассуждает один из наших провожатых. Сказал и, что называется, сглазил. Красавец Ральф — статная немецкая овчарка — вместо того чтобы разбежаться и красиво, одним махом, перепрыгнуть через двухметровую яму, разбегается и красиво, одним махом, перепрыгивает через забор тренировочной площадки.

Это был явный протест.

«Господа журналисты! Товарищи! Собратья! Я хочу сделать заявление! Мне и ещё двум тысячам несущих службу по всей России собратьев мало тех 47 рублей 85 копеек в сутки, которые государство выделяет на наше содержание!» — вот что читаю я во взгляде упирающегося Ральфа, когда дрессировщик тащит его обратно на исходную позицию.

Собаке по рациону полагается 400 г мяса в день. И на этот кусок бюджетных денег со скрипом, но хватает. Но Ральфу при его-то работе и нагрузках нужны еще и витамины, и овощи (300 г), и крупы (600 г). На это уже не хватает.

— Содержание одной собаки обходится в 100 рублей в сутки, — нехотя признаются кинологи, — нам помогают спонсоры. Это либо бывшие офицеры-кинологи, у которых сейчас свой бизнес, либо производители сухих кормов, которые заинтересованы в продвижении и рекламе продукта.



Смертельное оружие

Чтобы не бросать тень на честное имя заслуженного ветерана МВД и просто всеми уважаемого пса Ральфа, стоит отметить, что в целом показательные выступления он провел блестяще.

— И сколько времени нужно, чтобы обучить собаку начальной подготовке? — спрашиваю Алексея, дрессировщика Ральфа. (Начальная подготовка — это мгновенное подчинение по голосу и жестам элементарным командам типа «лежать», «сидеть», «ползти» и т.д. — «Профиль»).

— Около двух месяцев ежедневных тренировок. Поэтому не верьте, если в каком-нибудь кинологическом центре вам пообещают обучить собаку за 7 занятий, — Алексей имеет в виду многочисленные коммерческие центры по дрессуре, в среднем за курс там просят $2 тыс. — Если уж выбирать центр, то такой, в котором работают бывшие офицеры-кинологи.

На специальную подготовку — задержание преступников, поиск взрывчатых веществ, наркотиков и пр. — уходит три-четыре месяца.

В Москве собакам практически не приходится применять свои навыки. Основные задачи московских псов — патрульно-постовая служба и дежурство на массовых мероприятиях. Их хозяева вспомнили, да и то с трудом, лишь два случая, когда собак спускали с поводков. Один из них — массовая драка на Манеже во время прошлого чемпионата мира по футболу. Второй — драка футбольных фанатов в Подмосковье несколько лет назад. Оба раза псы помогали разнимать и задерживать хулиганов. В большинстве случаев для предотвращения беспорядков хватает одного лишь угрожающего вида псов.

— Как-то возвращаюсь я ночью из увольнения, — вспоминает Алексей,— Ральфа отпустил, он где-то впереди бегает, и тут из подворотни выходят человек пятнадцать шпаны и молча меня окружают. Я свистом подзываю Ральфа, он занимает позицию рядом со мной... и всё. Вопросов ко мне не было.



Самая опасная служба у собак — на Северном Кавказе.

— В Чечне их погибло 27, — вспоминают кинологи,— многие похоронены со всеми боевыми почестями.

На Кавказе псов в основном используют для поиска мин. Как правило, они гибнут при обнаружении радиоуправляемых фугасов. Когда боевики видят, что мина обнаружена, взрывают, хотя бы, собаку.

Оператор одного из ТВ-каналов вспоминает эпизод, когда собака смогла взять след преступника через 100 дней после преступления. И теперь отчаянно пытается доказать своему коллеге, что это не байка.

— Всё зависит от места, — вмешивается полковник Михаил Леонидович Дычек, главный кинолог России, — в Москве собака не возьмет след уже спустя 15 минут. Про 100 дней сказать ничего не могу, но вот в тайге берут след и шесть дней спустя.

Историю про пятерых беглых преступников и отважного кинолога с собакой, который прошел по тайге 200 км и через шесть дней поймал всех беглецов, кинологи почему-то очень любят и рассказывают буквально каждому. Случилось это, правда, аж в середине 50-х.

— Что, с тех пор никого не ловили? — ехидничаю я. Выясняется, что есть истории и поновее. Буквально несколько месяцев назад собака нашла заблудившегося в тайге солдатика, ушедшего в самоволку. Через два дня вызвали кинологов. Когда собака нашла беглеца, он сидел под деревом, обкусанный мошкой, и горько плакал. Пёс, который отличался весьма угрюмым характером, лаем позвал своего хозяина, а потом принялся языком слизывать с несчастного насекомых.

— Правда, что собак, которые ищут наркотики, самих «подсаживают»? — выполняю я коллективный наказ редакции. Минимум треть моих коллег просили специально выяснить про наркотики.

Оказывается, такая методика действительно применялась лет 5 назад. Но потом от нее отказались. Обучить собаку с помощью «подсадки» гораздо легче и быстрее. На это требуется месяц, а на натаскивание по нюху — три. Но собаки-наркоманы и живут не больше трех лет. А здоровая собака служит 8—10 лет.



Не родись красивым

— Посоветуйте, как надо выбирать собаку, — вновь обращаюсь к главному кинологу страны. Ежегодно 200 животных уходят на пенсию (десятилетних «пенсионеров» раздают на гражданку, проблем с устройством хорошо обученных собак не бывает). Соответственно, каждый год встает вопрос о пополнении. Основные критерии отбора?

Михаил Леонидович использует два простых теста для щенков.

Первый: прозвенев один раз брелоком с ключами, посмотреть, кто из щенков быстрее услышит.

Второй: поочередно для каждого щенка разбросать несколько кусочков мяса и посмотреть, кто быстрее их отыщет.

В кинологической службе МВД есть два специальных питомника, на Кавказе и в Самаре, где разводят «кадровый резерв». Но даже среди этих щенков далеко не всех признают годными. Приходится закупать у населения.

— Покупать выгоднее, чем разводить, — объясняют кинологи, — содержать щенка до призывного возраста (10 месяцев) обходится в 60 тыс. рублей. А купить хорошего десятимесячного пса — 30—45 тыс.


Ротвейлер Рич в свое время успешно прошел все тесты. Сейчас он лежит в тенечке, и вид у него самый что ни есть умиротворенный.

— Это только в спокойной обстановке, — уверяет его дрессировщик, рядовой Саша.

Саша, как и большинство ребят в этой части, — солдат-срочник. В регионах среди кинологов много контрактников. Но в Москве таких почти нет: зарплата в 7 тыс. рублей никого не устраивает.

Дрессировщик и пёс должны уравновешивать друг друга. Поэтому темпераментному человеку дают спокойного пса, и наоборот.

— А меня мой пес сам выбрал, еще и машину при этом спас, — вспоминает командир части подполковник Игорь Любимов.

Это было 8 лет назад, тогда Любимов служил в Перми. Возвращаясь ночью со службы, офицер заехал на заправку на окраине города. Его окружили трое бандитов, вооруженных ножами и цепями, и потребовали машину, документы и деньги.

— Геройствовать в такой ситуации не хотелось, — признается Любимов, — я собирался уже всё отдать, но тут из зарослей выскакивает ротвейлер, и в течение трех минут профессионально обращает бандитов в бегство. После чего спокойно садится на пассажирское место в машину.

По словам работника заправки, до этого инцидента собака три дня жила здесь. Пёс либо потерялся, либо его бросили хозяева.

— Потому что надо знать, какую собаку и для чего заводишь, — бурчит рядовой Саша. Он, несмотря на то что искренне привязался к своему Ричу, после дембеля собаку заводить не собирается: условий нет. Сознательный!

 ЭТО  АБСОЛЮТНАЯ  ВОЙНА  ПРОТИВ  ЖИВОТНЫХ.  Которую развязали упыри всех мастей.  Значит - НЕ ОХРАНА.  А  ОБОРОНА. ©